История нашей общины

Годы 1902—1927

История самарской церкви «Преображение» берет начало в 90 -х годах XIX столетия, когда в Самару из Саратова приехали два брата – баптиста — Эрнст Федорович Кирш и Петр Петрович Перк — для открытия «Библейского депо», где предполагалось продавать книги Ветхого и Нового Завета. «Депо» открыли на Заводской улице (ныне Венцека), где Кирш снимал квартиру. Он стал искать себе собратьев по убеждению и нашел общество молокан (или общество духовных христиан, как называли себя сами молокане).

Еще задолго до приезда Перка, первым посетившим молитвенный дом молокан с живым Словом Божиим был Яков Делякович Деляков – сириец по национальности, первый евангелист Поволжья. Позднее он писал о посещении молоканских общин Самарской губернии: «Прежде моего прибытия ни одна община, даже, думаю, никто из них не слышал и не знал, что нужно не заученными молитвами прибегать к Господу, а открывать пред Ним свою душу». Проповеди Якова Деляковича слушали с большим вниманием. Приезжали также Дей Иванович Мазаев, Иван Вениаминович Каргель, Николай Васильевич Одинцов и другие сеятели Божьего Слова. Все они свидетельствовали о Спасителе Христе, распятом за грешников и о силе Божией, возрождающей человека. Охотно и радушно молокане принимали их.Петр Петрович, в свою очередь, познакомившись с некоторыми из молокан, предложил обучать молодежь нотам (молокане пели с голоса без нот), а потом перевести мотивы их псалмов на ноты для более стройного пения.

Некоторые заинтересовались его предложением, и были организованы небольшие спевки для разучивания нот в квартире семьи Малаховых, в которой две дочери – Ксеня и Феклуша – имели сильные голоса – сопрано и альт. Из семьи Чекмаревых два брата – Василий Иванович и младший Петр Иванович – стали ходить на эти спевки. Они так заинтересовались спевками, что сумели заинтересовать и сестер – Раису и Анну, которые начали вместе с ними посещать спевки. Какое большое удовольствие доставляли эти немногочисленные, но оживленные спевки простым и искренним их участникам, руководимым энергичным и внимательным ко всем Перком. Когда количество певцов значительно увеличилось, Василий Иванович Чекмарев предложил, с разрешения отца, устраивать спевки в их доме. Спевки стали постепенно превращаться в небольшие собрания. Начинали с молитвы, потом говорил слово Петр Петрович или просто кто-то из старших хористов, а затем уже проводились спевки, на которых разучивались небольшие гимны. Одним из первых разученных гимнов был гимн:

«Господь, я бедное дитя,

Я слаб, где сил мне взять,

Служить Тебе хотел бы я,

Не знаю, как начать».

Пробуждались чувства, пробуждались мысли, но певшие эти слова люди действительно не знали как начать служить Господу, чувствуя, что в новых напевах гимнов из «Гуслей», так сильно отличавшихся от молоканских напевов-псалмов, и особенно в словах проповедующих было что-то новое, живое, захватывающее душу.Вскоре начали устраивать собрания в квартире Якова Варфоломеевича Уклейна на Самарской улице. На одном из таких собраний обратился к Господу, будучи 16-и лет, Петр Чекмарев. Он был одним из первых камней, положенных в строительство дела Божия в Самаре, а впоследствии избранный учителем Церкви. Количество интересующихся Словом Божиим росло. Особенно когда стали приезжать проповедники – братья из разных уголков страны. Многие в то время обратились к Господу, в том числе и Уклейн с женой. Радуясь обновленной жизни, Я.В. Уклейн в 1901 году решил снять большую квартиру в доме Светова на Заводской улице, чтобы устраивать регулярные собрания утром и вечером по воскресеньям, в среду – назидательное, а в четверг – спевки. После первого крещения в 1902 году на реке Самарке начались регулярные собрания с участием в деле проповеди братьев Перк, Воробьева, Стоякина, и других приехавших братьев – Жидкова и Гладкова. Хористы радовали собрание воодушевленным пением гимнов. Руководил в то время хором сын Петра Петровича – Иван Петрович. Его композиция гимна «О, смерть, где, скажи, твое жало?» уже пелась хором в один из дней великого праздника Пасхи.Господь благословил дело Свое в Самаре, и в 1903 году для собрания сняли большое помещение в доме некоего Бадова. Это был верх двухэтажного дома на углу Садовой и Заводской улиц. В 1905 году приехал брат Яков Яковлевич Винс, которого избрали пресвитером общины. К общей радости, в это время произошло обращение Сергея Павловича Грачева, ранее критически относившегося к собраниям и проповедям.

Бесповоротно отдавшись Господу, он с глубокой верой до конца жизни был горячим проповедником Евангелия и во время репрессий окончил земной путь в узах. Внутренняя жизнь общины была дружная, радостная, жили одной семьей, во главе которой был Сам Господь. Каждый старался отдавать все свои силы и способности на дело Божие. В то время был организован женский кружок под руководством жены Э. Кирш – Берты. Сестры собирались раз в неделю и, помолившись, занимались рукоделием: вышивкой, вязанием, шитьем – кто что мог, чтобы потом, продав с аукциона, отдать средства в помощь больным и нуждающимся. Молодежь также объединилась для совместного чтения и изучения Слова Божия.

Христианская семья росла. Возник вопрос о приобретении своего молитвенного дома. Господь услышал молитвы Своих детей и расположил сердце некоего Решетникова, строившего большой двухэтажный дом, продать его в 1907 году вместе с прилегающими к нему постройками по ул. Крестьянской, 173. Хотя цена за дом была большая, Господь помог его приобрести для собраний. Не было конца радости членов Церкви. Жизнь в общине закипела еще интенсивнее. Появилось много молодежи, проповедников. Была организована хорошая библиотека духовной литературы. По субботам в семь часов вечера проходили молодежные собрания. Молодежь также совершала поездки в села с целью благовестия. Слово Божие распространялось в людских душах.Одним из обращенных в то время стал Всеволод Иванович Петров – бывший офицер, жаждавший помогать голодающим Поволжья.

Услышав весть о Господе от одного брата на вокзале, он всем сердцем принял Его и горячо Ему отдался. Учение Евангелия всецело захватило стремящуюся к правде и свету душу Всеволода Ивановича, и он, став искренним дитем Божиим, в 1907 году принял крещение по вере. Всеволод Иванович отличался исключительно кротким нравом, горячей любовью к погибающим. Вскоре он стал помощником и другом пресвитера Церкви Винса Я.Я. Петров был любимцем и пожилых, и молодых верующих, чудесным проповедником. А когда пресвитер Я.Я.Винс по зову сердца уехал трудиться в Сибирь, Всеволод Иванович принял служение пресвитера Церкви, которое нес с 1910 по 1914 год. Не имея семьи, личной жизни, брат всецело посвятил себя служению Церкви, людям, забывая часто о еде и сне. Вскоре здоровье его пошатнулось, и любимый всеми пресвитер заболел и скончался от туберкулеза легких. Господь взял своего верного слугу, но община не осиротела. Господь был с ней и поставил новых служителей. Некоторое время служение проводил Сергей Павлович Грачев вместе с советом, а вскоре был избран пресвитером Колесников Сергей Ананьевич. Этот благословенный брат, окончив Библейские курсы, стремился все свои способности и знания передать другим. Он часто посещал семьи верующих, вникая в их нужды, помогая духовным советом. С особой любовью брат относился к духовно немощным.

В то время Церковь насчитывала примерно 600 человек. Регентом трудился брат Дункель Э.Р. Хор вырос, появились новые хористы. В это время по инициативе энергичного и ревностного брата П.И.Чекмарева и с участием братьев, в 1919 году был организован Волго – Камский союз баптистов. В 1920 году от крупозного воспаления легких скончался пресвитер Церкви Колесников С.А., после смерти которого, общиной руководила коллегия из 3 – х братьев: Кливер, Чекмарев, Шадчинев. А в 1925 году на пресвитерское служение община избрала брата Кливер К.Ф. Жена брата Кливер – Тереза Эрнстовна помогала ему: трудилась с детьми в воскресной школе, организовала второй хор. Первым хором руководил в то время молодой брат Петя Кузнецов, который впоследствии стал основным регентом хора Куйбышевской общины в 1948 – 1971г.В 1927 году с 1 по 7 июня с большой радостью в Самаре праздновался 25-летний юбилей Самарской Церкви. Было приглашено множество гостей из разных городов и сел. Из Москвы приехал председатель союза баптистов Николай Васильевич Одинцов, из Балашова – Илья Голяев, из села Пески – Василий Прокофьевич Степанов, из Сибири братья Патковские – Иван и Филипп, и др.

Семь дней ежедневно утром и вечером проходили торжественные собрания с участием гостей и членов общины. Солнце Правды озаряло и переполняло собрания верующих в дни юбилея.

Но… Настали страшные дни для народа Божия – дни испытаний, гонений, репрессий, арестов, дни воинствующего безбожия. Лучших своих сыновей и дочерей проводила Церковь в узы, ссылки, лагеря. Валя Алексеева, Коля Бондаренко, Коля Иванов, Виктор Орлов, Михаил Краснов, Юрий Грачев свои юные годы посвятившие Спасителю, не отрекшись от Господа, перенесли все ужасы Иродовой бездны. Дом молитвы на ул..Крестьянской, 173 был отобран, и когда верующие пришли на очередное собрание, на его дверях висел огромный замок. Закрытие общины, последующие за тем обыски и гонения, тяжело отразились на состоянии верующих. Многие замкнулись в своих семьях, перестали общаться друг с другом. Были годы, когда каждый листочек, где говорилось о Христе, Евангелии, Библии, «Гусли», сборники духовных песен отбирались и уничтожались, как страшная зараза. Один Господь знает, сколько скорбей пережили верующие. Но, как живой родник быстро течет и уходит под пласт земли, а затем снова набираясь сил, выбивается наружу, расширяясь и обогащаясь притоками других ручьев, так и Куйбышевская Церковь, ожив от гонений, снова стала набирать силу от Господа.

Годы 1930 – 1987

В 1941 году началась Великая Отечественная война, а с нею большие экономические трудности, горе и утраты. В 1943 году началось духовное пробуждение в стране, и власти разрешили открыто собираться для богослужений. Из Москвы приехал брат Иванов-Лапшин и организовал общение, на котором решено было создать «двадцатку», чтобы иметь возможность зарегистрировать церковь. Вначале проходили собрания по домам и у слепой старушки Д.Г. Слегиной.

Затем купили небольшое помещение, в котором раньше была пивная Свурыкина (купили на личные сбережения верующих). Приобретенный и переоборудованный дом был холодным, не отапливался, и все-таки Церковь имела свое помещение для собраний. Начала каяться молодежь, многие уверовали через брата Юрия Грачева, который был ее «душою», вдохновителем, и часто молодежь вместе с ним посещала Чапаевск, Кинель, Бузулук и другие места, где не было молитвенных домов.

Через эти посещения происходили пробуждения остывших духовно семей и обращение новой молодежи. В те же годы стали регулярно проводиться первые спевки хора под руководством брата с Украины Н.Т. Шляхтова, освободившегося из заключения, в котором находился в связи с гонениями за Слово. Когда брат уехал, по молитве верующих Господь прислал другого брата – Погорелого Куприяна Кирьяновича. Возвращение с фронта в церковь бывшего регента 1-го самарского хора П.И. Кузнецова вдохнуло новую жизнь в служение хора. Обогатился репертуар, появилась фисгармония. Первое послевоенное крещение верующих произошло на Волге 26 мая 1946 года в районе Загородного парка. Около 70 душ вступило в завет с Господом через крещение. Крещение проводил пресвитер Церкви старец Кузнецов В.А.

Церковь росла, и в связи с этим, появилась нужда в большом помещении для собраний. И в 1954 году состоялось открытие нового молитвенного дома по улице Коммунистической, 56, где проходили собрания до 1976г. На торжество съехались гости из Ульяновска, Саратова, Чапаевска, Сызрани, Оренбурга и других мест. Дом опять стал тесен, и за свое существование много раз расширялся. Большой труд в строительство вкладывали сестры М. Ятманова (Галкина), Дуся Сабурова (Клименко), брат Гриша Островский и другая молодежь. В 1953 году пресвитером Церкви взамен умершего пресвитера Крючкова И.Е. был избран Клименко А.Е. В эти же годы в церкви благословенно трудились  братья проповедники Тычкин А.К., Крейман М.Л., Душко И.И., Шкуратов А.А., Грачев Ю.С. и другие братья. Церковь в то время насчитывала около 600 человек . Хористы тоже возросли числом и радовали собрания слаженным пением. Руководил хором брат П.И. Кузнецов, сопровождал пение на фисгармонии брат А.П. Зенков. В этом доме в 1965 году был отпразднован 60-летний юбилей Самарско-Куйбышевской общины, а в 1975 – 70-летний юбилей, а также 100-летие баптизма в России в 1967 году.В связи со сносом дома на улице Коммунистической, осенью 1976 года Церковь переехала на улицу Галактионовскую, 42, где и проходили собрания до 15 февраля 1981 года. Пресвитерские обязанности в те годы исполняли братья А.К. Тычкин и И.В. Голубков. 5 октября 1980г. отошел в вечность пресвитер Церкви А.К. Тычкин, а 12 октября 1980г. на пресвитерское служение был избран 29-летний брат Виктор Семенович Рягузов.

С осени 1976 года в Самаре началась «великая стройка» Дома Молитвы по ул. Перекопской, 30, которая длилась до февраля 1981г., и 15 февраля 1981г. на праздник Сретения при большом стечении народа состоялось первое собрание в новом Доме. Брат Рягузов В.С., шедший впереди входящих братьев, внес большую церковную Библию, которую положил на кафедру. 30 мая 1981 года состоялось торжественное освящение Дома Молитвы на Перекопской, 30. Дом был переполнен, приехало множество гостей из Москвы, Горького, Уфы, Оренбурга, Ленинграда и других мест – Клименко А.Е., Семенов В.Ф., Жук И.М., Орлов А.И., Крейман В.М. и другие. Величественно и вдохновенно зазвучало пение хора «Молитвы Соломона» под руководством регента хора Серпевского В.Ф. – благословенного труженика и дирижера, приехавшего в Куйбышев с семьей на жительство из г. Фрунзе в 1971.15-16 февраля в Куйбышевской Церкви состоялось Всероссийское совещание служителей Церквей.

Съехалось около 350 делегатов и гостей со всей России от Камчатки до Украины. Руководил совещанием Председатель ВСЕХБ брат Логвиненко В.Е. Гостями и делегатами были Клименко А.Е., Шатров, Федичкин, Кораблев и другие. В числе гостей были регенты Московского хора Ткаченко Л.Ф., Гончаренко Е.С., певцы Бережной Б.А, Каракуц А., Дикань В.В., Орлов А.И. Церковь радовалась пению мужского и смешанного хоров под управлением Ткаченко, Гончаренко, Серпевского. Назидались проповедями брата Прохорова из Прохладного, Клименко и других. В 1987г. в Церкви состоялось празднование 10-летнего юбилея Второго самарского хора под руководством В.П. Зубарева. Были исполнены гимны «До сего места», «Херувимская», «Я люблю Христа» и другие.

Годы 1988 – 2004

«Вот, Я отворил пред тобою дверь…» Откр.3:7

«Перестройка»… Годы потепления принесли много радости народу Божию по всей стране. Начиная с 1988 года ликующей волной прокатился по просторам России праздник 1000-летия крещения Руси. Для куйбышевцев (самарцев) праздник начался 8 октября 1988 года в ДК 4 ГПЗ при переполненном народом зале на 800 мест. Трепетно и вдохновенно пел хор, впервые обращаясь к народу не в Церкви, а со сцены Дворца культуры. Сердца трепетали от необычности происходящего. Неужели настало время, когда Господь открывает двери для широкого благовестия? Ведь братья мечтали об этом много лет! О да, это была заря восходящего дня свободной проповеди Евангелия в нашей стране. Радость! Радость! Вдохновенно пел хор: «Над Родиной нашей восходит заря, О. братья и сестры, вставать нам пора!».

И начались проповеди Евангелия во Дворцах, кинотеатрах, на стадионах, в библиотеках, даже в Ленинском мемориале! 5 августа 1989 года впервые после 1946 года на реке Волге под Красноармейским спуском состоялось крещение по вере сорока семи душ при большом стечении народа. Крещение производили пресвитер Рягузов Виктор Семенович и Серпевский Виктор Федорович. Дирижировал хором Неверов Николай. Горожане впервые стали свидетелями такого почти сенсационного события. Местные газеты запестрели сообщением об этом событии. Интервью с пресвитером Рягузовым печатали газеты, показывало телевидение. И в следующие годы по милости Господа крещения проходили постоянно на Волге и за десятилетие с 1988 по 1998г. к Церкви через водное крещение присоединилось около 800 душ.

Особенно «урожайным» был 1993г., когда при сильном дожде крещение приняли 140 душ. И вот основные вехи победного шествия Евангельской вести в нашем городе.

1989

Три дня с 20 по 22 декабря в Доме Актера состоялось выступление хора и проповедь В.С. Рягузова на тему «Жизнь без насилия». Пением руководил Н. Неверов.1990г. Май. Выставка картин на Библейские темы в Художественном музее, а затем в Ленинском Мемориале. Экскурсоводами по этой выставке были представители христианской молодежи.1992г. В филармонии поет Московский христианский хор под управлением Александра Каракуца.1992г. Январь. Во Дворце Культуры на пл. Кирова вечера изучения Слова Божия «Поговорим о Библии».

Разбор Евангелия от Марка проводит В.С. Рягузов.1992г. Весна. Крещение в бассейне «Нептун»1992г. Проповеди Ярла Пейсти во Дворце Спорта и Дворце Культуры на пл. Кирова1992г. 18-20 сентября. Миссия «Волга-92». Почти все члены Церкви пришли к причалу Речного вокзала встречать теплоход «Александр Радищев», на котором прибыли участники Миссии: финский проповедник Калеви Лехтинен, христианский композитор Вениамин Маркович Крейман, певческая группа «Рождество», хор братьев из Ростова и многие христиане из разных стран, принадлежащие разным конфессиям. Встречавшие и гости двинулись большой колонной по улицам города под звуки христианских гимнов, неся флаги и транспаранты с девизом Миссии «Бог дает надежду». За три дня около 15 тысяч горожан услышали Евангельскую весть на стадионе «Металлург».

1993

В здании Городского цирка транслируется проповедь Билли Грэма.1994г 4-6 марта в том же цирке проповедует Виктор Гамм.1990г. Для проповеди Евангелия открылись двери исправительно-трудовых колоний. На праздник Вербного Воскресенья впервые хор и пастор Церкви Рягузов В.С. посетили заключенных с проповедью Евангелия. С этого времени и в течение нескольких лет Церковь шефствовала над несколькими колониями области.1995г. 24-27 августа Проповедь Яна Китса и Маркку Хаппонена в здании Цирка. В этом же году Лекции пастора Церкви

Рягузова В.С. в Областной библиотеке.1997г. 18-28 сентября Палаточная миссия Андрея Бондаренко и певческой группы «Ковчег».1998г. Три праздничных богослужения в к\т. «Старт», посвященное женщинам, пасхальное и на праздник Троицы. За эти годы у Церкви «Преображение» появились филиалы на улице Черемшанской – Церковь «Благодать», в пос. Зубчаниновка – Церковь «Благая весть», на ул. Аминева – Церковь «Возрождение», в центре города – Церковь «Воскресение», «Свет Евангелия» – в Ново-Семейкино .Молитвенный дом на улице Перекопской много раз расширялся, появилась хоровая пристройка и боковые балконы в 1998г. Много раз в здании Церкви молодежь устраивала тематические общения, приглашая неверующих друзей на чашку чая и беседу по темам «Счастье…?!», «Черное и белое», «Любовь – это…», «Библия – это письмо для тебя».

Проходили не раз женские конференции, конференции проповедников, семейные конференции. При Церкви работает воскресная детская школа, трудится миссия «Гедеон», проходят вечера общения «Анонимных алкоголиков», трудится медицинская группа, наконец, был создан хоспис для помощи тяжелобольным. Несколько лет подряд палаточная миссия под руководством Павла Бегичева раскрывала свой шатер для всех, кто хотел насладиться христианской музыкой и услышать о живом Боге. Церковь питают обильной духовной пищей пресвитеры, дьяконы, проповедники. По милости Господа Церковь живет, трудится и возрастает числом.